г.Красноярск, ул.Тамбовская, 11А
+7-923-355-34-04 Бесплатно и круглосуточно

Что делать при передозировке?

21 апреля 2020
что делать при передозировке
Источник фото: ©depositphotos.com/ Jirsak

«Передозировка» — понятие, которое применимо не только к наркотикам, но и к снотворным, болеутоляющим средствам и стимуляторам. Чаще всего она случается у неопытных наркоманов, которые не умеют правильно рассчитывать дозу, а также у подростков, которые принимают дешевые и легкодоступные наркотики. Нередко причиной передозировки наркотиками становится и срыв вследствие недавнего прекращения употребления наркотических веществ.

Состояние передозировки представляет угрозу для жизни человека. Сердечная, дыхательная, почечная и печеночная недостаточность может спровоцировать сильнейшую интоксикацию, остановку дыхания, прекращение сердечной деятельности и, как следствие, гибель организма.

Данную статью мы посвящаем вопросам правильности действий со стороны родственников наркомана в случае развития у него передозировки. По некоторым статистическим данным, именно неправильное поведение близких до приезда скорой помощи в значительной степени влияет на ситуацию, усугубляя ее.

Причины передозировки наркотиками

Прежде чем узнать, что делать при передозировке, поговорим о ее возможных причинах, к которым относятся следующие:

  1. смешивание наркотиков;
  2. смешивание наркотиков и алкоголя;
  3. ослабленный организм и индивидуальная непереносимость;
  4. введение нескольких доз в короткий промежуток времени;
  5. непроверенный состав синтетических наркотиков;
  6. употребление наркотиков сразу после чистки организма;
  7. долгий перерыв в употреблении и пр.

Передозировка может возникнуть при употреблении практически любых наркотических веществ, начиная от героина со спайсами и заканчивая опиатами с психостимуляторами. Далее мы рассмотрим объем первой помощи, которую вы сможете оказать наркоману при передозировке, а также приведем основные симптомы передозировки при употреблении различных групп наркотических соединений.

Первая помощь при передозировке до приезда медиков

Отвечая на вопрос, что делать при передозировке, в первую очередь обратим внимание на необходимость срочного вызова службы скорой помощи. Ни в коем случае не пренебрегайте квалифицированной помощью врачей, ведь передозировка — жизнеугрожающее состояние, зачастую заканчивающееся летальным исходом!

После вызова бригады скорой помощи следует действовать по следующему алгоритму (в зависимости от состояния наркомана).

Если наркоман находится в бессознательном состоянии и при этом у него выслушивается дыхание и присутствует сердечная деятельность:

  1. Нужно растереть ему мочки ушей. Делаем это с усилием и без страха причинить боль! Допускается интенсивное надавливание на костные выступы за ушами, похлопывание ладонями по щекам. Такие простые, но эффективные приемы позволяют с высокой вероятностью заставить наркомана прийти в сознание.
  2. При отсутствии реакции на вышеуказанные действия рекомендуется поднести к носу наркомана нашатырный спирт. При этом не забывайте о необходимости создать все условия для свободного притока кислорода. Исключите присутствие рядом большого количества людей, откройте форточку, освободите человека от стесняющих элементов одежды.
  3. Если пострадавший не приходит в себя после всех перечисленных действий, продолжайте раз за разом повторять их, отслеживая наличие дыхания и сердцебиения.
  4. В случае рвоты у наркомана с передозировкой уложите его на бок во избежание аспирации рвотными массами и западения языка. При необходимости освободите ротовую полость и верхние дыхательные пути от инородных тел.

Если наркоман пришел в сознание: разговаривайте с ним до приезда скорой помощи и попросите дышать максимально медленно и спокойно.

Если бессознательное состояние дополнено иными симптомами передоза наркотиками — отсутствием пульса и дыхательных движений грудной клетки: производим искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Техника проведения искусственного дыхания

Алгоритм действий при проведении искусственной вентиляции легких следующий:

  • Убедившись в отсутствии инородных тел (в том числе и рвотных масс) в верхних дыхательных путях, запрокиньте голову наркомана и, надавливая на углы нижней челюсти обеими руками, откройте рот, выдвигая ее вперед и кверху.
  • При необходимости ротовая полость наркомана накрывается тонкой марлей (во избежание инфицирования некоторыми заболеваниями).
  • Далее вы должны закрыть нос наркомана и произвести «вдох», обхватив своими губами губы пострадавшего. Для этого сделайте максимально глубокий вдох и сразу же (мгновенно) выдохните воздух из своих легких пострадавшему. Важно делать «вдох» сразу после забора воздуха в легкие, для того чтобы кислород не успел метаболизироваться в углекислый газ и поступил наркоману в неизмененном виде!
  • В течение минуты совершается порядка 18–20 «вдохов». Отсутствие пульса — показание для проведения закрытого массажа сердца.

Техника проведения непрямого массажа сердца

Непрямой массаж сердца достаточно сложен в плане корректного выполнения всех действий. Мы поясним основные моменты его проведения, но рекомендуем просмотреть соответствующие тематические видеоролики с целью наглядного и более полного представления о процедуре.

Итак, при непрямом массаже сердца для начала освободите грудную клетку наркомана и уложите его на ровную, твердую поверхность (на пол). Затем сядьте на колени сбоку от него и расположите ладони на границе средней и нижней трети грудины (кости, расположенной по центру груди человека, соединяющей ребра).

Основное давление при выполнении нажатий должно оказываться проксимальной выступающей частью ладони, при этом пальцы слегка приподняты вверх. Нижняя ладонь (на грудной клетке наркомана) лежит перпендикулярно пострадавшему, тогда как ладонь второй руки располагается на первой, перпендикулярно ей (в направлении положения тела больного).

Ритмичные нажатия должны выполняться со следующей частотой: 2 вдоха — 15 нажатий. При этом грудная клетка опускается на 4–6 см в зависимости от комплекции пострадавшего.

Напомним, что для лучшего понимания вышеперечисленных действий при оказании первой помощи при передозировке весьма полезным станет просмотр тематических видеороликов с наглядными примерами проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Симптомы передоза наркотиками

Источник фото: © depositphotos.com/ Couperfield

Симптоматика при передозировке может быть совершенно разной. Здесь все зависит от типа наркотического вещества, механизма его действия, в том числе и на центральную нервную систему, длительности употребления наркотиков, дозы препарата и даже способа введения.

Для удобства рассмотрим, как выглядит передозировка от разных наркотических веществ, получивших на сегодняшний день максимально широкое распространение.

Как выглядит передозировка от разных наркотических веществ

Нередко можно услышать о передозировке «солью». Так называют наркотик синтетического происхождения в виде порошка, который либо курят, либо вдыхают. При превышении дозы наблюдается сбой в работе всех жизненно важных органов.

Симптомы передозировки «солью»:

  • скачки артериального давления;
  • нарушения в работе ЦНС;
  • судороги;
  • трудности с дыханием;
  • неконтролируемая гипертермия — температура тела достигает 42 градусов и организм «сгорает» (развивается отек мозга и через несколько часов наступает смерть).

Симптомы передоза героином:

  • резкое снижение артериального давления (АД);
  • тахикардия (учащенное сердцебиение);
  • затрудненное дыхание вплоть до апноэ (отсутствие дыхания);
  • мидриаз (расширение зрачков);
  • потеря сознания, бледность кожных покровов;
  • тошнота и пр.

Симптомы передозировки морфином/кодеином/опиумными наркотиками:

  • на первый план выступает рвота, повышающая вероятность аспирации рвотными массами и гибели (вследствие захлебывания);
  • бессознательное состояние;
  • галлюцинации, ступор, сопор, кома и др.

Симптомы передозировки наркотиками амфетаминового ряда:

  • чрезмерная активность на грани безумия;
  • развитие фобий, маний, тревожных состояний и страха умереть;
  • перебои в работе сердца, аритмии, тахикардия, фибрилляция;
  • значительное повышение АД и как возможный исход этого — инфаркт, инсульт, внезапная сердечная смерть;
  • повышенное потоотделение, появление пены изо рта;
  • мучительные мигрени и т. д.

Как избежать передозировки

Наиболее честным ответом на вопрос, как избежать передозировки, является следующий: для этого нужно отказаться от употребления наркотиков и избавиться от наркотической зависимости. И, несмотря на то что  лечение наркомании — длительный и сложный процесс, только он даст шанс начать новую жизнь, без наркотиков!

Статью подготовила: Белоцеркович Ольга Викторовна, врач анестезиолог-реаниматолог высшей категории.

Получить бесплатную онлайн-консультацию